Почему трудно дать однозначное определение понятия «жизнь»?

ur0ck 09 августа 2023

Почему трудно дать однозначное определение понятия «жизнь»?

Довольно трудно дать полное и однозначное определение поня тию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались мно гими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитыва-лись ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь — это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функ цию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообра зие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюде-ния свидетельствуют, что свойства живого не исключи тельны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов.а. и. Опарин опреде лял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим законо мерностям. Однако и в этом случае определение носит общий ха рактер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.ф. энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой» . Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь — это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведе нию, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко ре гулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распростра няющееся в менее упорядоченной Вселенной. Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обме нивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.